Особенности учета претензионной работы в строительстве

Суворина В.М.

КарГТУ

План лекции:

  1. Случаи возникновения претензионной работы.
  2. Учет расчетов по претензиям.

 

  1. Организация договорной работы требует обеспечения контроля на всех стадиях, начиная с предложения заключить договор, согласования его условий и заканчивая подписанием акта, удостоверяющего исполнение договора.

В договоре строительного подряда заказчик (застройщик) и подрядная организация излагают все основные условия строительства и сдачи объекта строительства. В то же самое время нередко у заказчика объекта капитального строительства возникает необходимость оформления претензионной работы к подрядной организации.

В подобных случаях особое внимание следует уделять оформлению отношений, предшествующих судебному разбирательству. И хотя гражданское законодательство, по общему правилу, не предусматривает необходимости направления претензии, формализация отношений на досудебной стадии урегулирования спора представляется исключительно важной. От того, насколько квалифицированно исполнена претензия, в некоторых случаях может зависеть исход дела.

Если заказчик предъявил претензию, а подрядчик признал ее, то он обязан возместить убытки заказчика, исправить брак или снизить цену на выполненные строительные работы.

При организации подобной работы необходимо руководствоваться общими нормами, изложенными в ГК РК.

Важнейшими целями претензионной работы заказчика объекта капитального строительства следует считать:

1)корректное документальное оформление возникших у заказчика претензий;

2)       решение и устранение ситуаций, которые повлекли выставление претензии:

3)        возмещение убытков или ущерба, возникших в рамках договора строительного подряда, по которому предъявлена претензия.

Претензия составляется в произвольной форме. В то же время в ней целесообразно изложить следующую информацию:

—         номер договора строительного подряда, в рамках которого оформляется претензия, а также дату, когда он был заключен;

—         какой именно пункт договора нарушен;

—         предмет претензии;

—         обстоятельства, на которых основываются требования заказчика, а также доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на нормы законодательства, которые нарушил подрядчик;

—         сумма претензии и ее обоснованный расчет, если претензия подлежит денежной оценки;

—         суть требований заказчика;

—         перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств.

Ответ на претензию дается в письменной форме за подписью руководителя подрядной организации в течение одного месяца со дня получения претензии от заказчика.

  1. Хотелось бы отметить, что штрафы, пени, неустойки, а также убытки, имеющие место в результате нарушения договора строительного подряда, которые подрядчик возмещает заказчику, в бухгалтерском учете отражаются как прочие расходы.

Бухгалтерский учет полученных от подрядчика сумм штрафов, пеней, неустоек заказчик осуществляет на основании того, что эти суммы будут учтены как прочие доходы.

Существенное значение имеет то, когда именно надо принять к бухгалтерскому учету заказчика суммы претензии, предъявленную подрядчику. Эти доходы принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организаций, следовательно, подтверждающим документом может являться судебное решение или извещение от подрядной организации, где указаны сумма, в которой признана претензия.

Практика показывает, что в договоре строительного подряда необходимо четко указать размер и условия возникновения неустойки, пени, штрафов.

Источник покрытия расходов подрядчика зависит от причин их возникновения.

Если работа выполнена подрядчиком с нарушением положений договора строительного подряда, ухудшившим результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре использования, то заказчик (застройщик) вправе, если иное не предусмотрено законом и самим договором, требовать по своему выбору от подрядчика:

—         безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

—         соразмерного уменьшения установленной за работу цены;

—         возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре строительного подряда. Кроме того, подрядчик имеет право вместо устранения недостатков, за которые он отвечает, безвозмездно выполнить работу заново с возмещением убытков, причиненных заказчику просрочкой исполнения. Даже, если договор содержит условие об освобождении подрядчика от ответственности за допущенные недостатки, это не может освободить его от ответственности, если имеют место доказательства, подтверждающие, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия подрядчика.

Документальным основанием помимо претензии заказчика для списания расходов подрядной строительной организации, связанных с устранением недостатков, допущенных при осуществлении строительства, на субсчет учета прочих расходов может являться акт о допущенных при строительстве объекта недостатках или другой документ, в котором целесообразно указать:

—         характеристику недостатков, их причину;

—         объем забракованных строительных работ;

—         фактическую себестоимость этих работ;

—         отметку склада хранения материалов о приемке вторичного сырья, полученного в результате устранения недостатков (если такое имеет место);

—         фактические расходы подрядной организации на выполнение этих работ.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Радостовец В.К. Бухгалтерский учет на предприятии: Изд. 3-е, доп. и перераб. -Ал маты: Центраудит — Казахстан 2005.-705 с.
  2. Радостовец В.К. Бухгалтерский учет в отраслях.- Алматы: «Центраудит-Казахстан», 2002.- 496 с.
  3. Назарова В.Л. Как вести бухгалтерский учет в строительстве. В 2-х частях.-Алматы: изд-во «Бухгалтер», 2009.-40 с.
  4. Адамов Н. А. Бухгалтерский учет в строительстве: научное издание / Н. А. Адамов. — 2-е изд. — М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2004. — 664 с.

 

Контрольные задания для СРС

  1. Значение оформленной претензии в строительстве.
  2. Содержание ответа на претензию заказчика.