Учись чувствовать, стремись помочь, умей сотрудничать…

Чекман Татьяна Ивановна

Учитель начальных классов

КГУ «Буденновская ОШ»

«Для педагога не должно быть особых детей.

Должны быть особые подходы в обучении и воспитании…»

         В нашей школьной воспитательно-образовательной системе термин особые образовательные потребности появился не так давно. Хотя за рубежом он используется уже довольно продолжительный период времени. И это совершенно не означает, что у нас меньше детей, нуждающихся в особом подходе в воспитании и обучении. Просто наше общество, привыкшее к четким, выработанным десятилетиями, стандартам, только сейчас приходит к осознанию необходимости помощи и приятию, и более того, к социализации таких детей.

         Ребенок с особыми образовательными потребностями в современном цивилизованном обществе воспринимается как неотъемлемая часть социума. На сегодняшний день уходит разделение детей на «нормальных» и «ненормальных», поскольку грань между этими понятиями довольно призрачна. Введение в общество детей с ООП является основной задачей всей системы помощи, конечной целью которой является полноценная социальная интеграция. Образовательная интеграция является лишь частью социальной, она протекает как процесс воспитания и обучения детей с ООП совместно с обычными детьми.

         Процесс обучения и воспитания, при котором все дети, независимо от психических, физических, интеллектуальных и других особенностей включены в общую систему образования, называют инклюзивное образование.  Такое образование подразумевает посещение общеобразовательных школ детьми с особыми образовательными потребностями. И главнейшей задачей педагогов является оказание таким детям специальной поддержки. В основу такой поддержки положена идеология, которая исключает какую бы то ни было дискриминацию детей с ООП – обеспечивается одинаково равное отношение ко всем детям, но в то же время, создаются особые условия, которые позволяют им в полном объеме удовлетворять их потребности.

          Неоспоримым плюсом инклюзивного образования является то, что оно дает право на образование каждому ребенку, независимо от степени его соответствия требованиям и критериям школьной системы. Модель такого образования построена на гуманном отношении к детям, которые нуждаются в большем внимании, понимании и принятии их особенностей. И здесь, очень важно, не пытаться изменить таких детей, а постараться поменять отношение к ним общества, в котором предстоит жить этим детям.

         Инклюзия предполагает принятие детей с ООП как любых других детей, обучающихся в классе, вовлечение их в одинаковые виды деятельности, включение в групповую работу, коллективное участие в играх, проектах, практических работах. Такое образование расширяет личностные возможности, позволяет воспитывать и развивать гуманность, толерантность, эмпатию, готовность оказать помощь сверстникам.

         Очень важно понимать, что процесс такого образования заключается не только в простом нахождении ребенка с особыми образовательными потребностями в обычных классах общеобразовательной школы. Это процесс тесного сотрудничества педагога с социально-психологической службой школы, с родителями ребенка с ООП и другими участниками образовательного процесса. Я считаю, что особую роль в обучении таких детей играют взаимоотношения между педагогом и родителями. Родители больше всего времени проводят со своим ребенком и знают его лучше. Они могут оказать большую помощь в решении ряда, возникающих проблем. Тесное сотрудничество педагогов и родителей позволит лучше понять индивидуальные особенности ребенка, открыть и развить его способности, выработать правильную стратегию работы с таким ребенком.

         Педагогу в работе с семьей, в которой есть ребенок с ООП, важно учесть, что очень часто родители категорически отрицают диагноз, поставленный их ребенку специалистами. Они завышают требования к ребенку, сравнивают его с другими детьми, в итоге результат обучения не соответствует ожиданиям родителей.  Возникают конфликты в родительско-детских отношениях. Здесь родителям должна быть оказана социально-психологическая помощь, которая поможет нейтрализовать возникшие проблемы и гармонизирует отношения между детьми и родителями. Грамотно организованная работа педагогов с семьями, имеющими ребенка с ООП – гарантия успеха воспитательного и образовательного процесса.

         Инклюзивное образование призвано выполнять следующие функции. Во-первых, развивающая функция. Она предполагает, что процесс обучения направлен на развитие полноценной личности, чему способствует получение детьми с особыми образовательными потребностями соответствующих знаний, умений и навыков. Образовательная функция способствует формированию базовых знаний, которые будут являться своеобразным информационным фондом. Также является необходимостью развития у них практических навыков, которые пригодятся им в дальнейшем. Сюда же можно отнести и воспитательную функцию, которая направлена на формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Но в то же время инклюзия выполняет и коррекционную функцию, которая предполагает воздействие на детей по средствам особых методов и приемов, стимулирующих их познавательные возможности.

         Как уже было сказано выше, основополагающим в работе с такими детьми является дифференцированный подход, с учетом особенностей развития психики и здоровья ребенка. Исходя из своего опыта работы, могу выделить несколько рекомендаций по работе с детьми с ООП.

         Считаю очень важным создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, ориентирование на организацию успеха ребенка в учебной деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества. Необходимо задействовать таких учащихся в мероприятиях, сценках, танцах, проектах, давать им различные поручения и т.п. Эти дети должны быть вовлечены в коллективно-творческую деятельность, в ходе которой они научаться выражать свои мысли, быть более открытыми, принимать самостоятельные решения, осознавать свои способности и возможности. Педагогу в работе с детьми с особыми образовательными потребностями нужно использовать методы сотрудничества и личностно-ориентированный подход.

         Качество всей системы образования детей с ООП определяется особым подходом к каждому ученику, поскольку у каждого «особого» ребенка характерно наличие собственной проблемы, мешающей ему вести нормальную полноценную жизнь. Основной целью инклюзивного образования является введение в социум ребенка с особыми образовательными потребностями, достижение им максимального уровня образования и развития и активизации его познавательных способностей. Крайне важно формирование его всесторонне развитой личности, которая будет полноценной составляющей социума.

         Дети с особыми образовательными потребностями являются неотъемлемой частью нашего общества и отношение к таким детям определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие, неприятие и жестокость к таким детям ведут к моральной и духовной деградации общества.

«Умей быть терпимым к окружающим.

Сопереживай и сочувствуй нуждающимся.

Будь чутким и «гибким»,

Стремись понять, принять и помочь…»