Урок начальной военной и технологической подготовки в 10 классе «Общевоинские уставы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Воинская дисциплина, ее сущность и значение»

Жанбырбаев Булатбек Сагидуллович

Педагог-организатор начальной военной подготовки

Средняя общеобразовательная школа-гимназия №17

Цели обучения

Дать учащимся четкое представление об общевоинских уставах, их значении в жизни и деятельности военнослужащих.

Объяснить основные принципы взаимоотношений между военнослужащими.

Ознакомить учащихся с основами воинской дисциплины, ее сущностью и значением.

дачи урока

Ознакомление учащихся с основными положениями общевоинских уставов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РК; развитие представлений о воинских званиях и знаках различия; воспитание ответственного отношения к обязанностям военнослужащих.

Ознакомление с основными принципами взаимоотношений военнослужащих; развитие практических навыков отдачи приказа и его выполнения, обращения к начальникам и старшим; воспитание уважительного отношения к правилам воинской вежливости.

Объяснение сущности и значения воинской дисциплины; ознакомление с поощрениями, применяемыми к солдатам (матросам); ознакомление с видами дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат (матросов).

Что должны узнать

Виды уставов, их назначение; общие положения общевоинских уставов; права и обязанности военнослужащих; воинские звания и знаки различия, существующие в ВС РК.

Принцип единоначалия; порядок подчинения; как определяется старшинство; приказ и его формы; порядок выполнения приказа; правила воинской вежливости и поведения военнослужащих; порядок обращения военнослужащих друг к другу.

Понятие воинской дисциплины и ее назначение, обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины; поощрения, применяемые к солдатам (матросам); дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат (матросов).

Чему должны научиться

Различать общевоинские уставы; соблюдать права и обязанности военнослужащих; определять звания военнослужащих; различать форму одежды и другие знаки различия военнослужащих.

Определять командиров (начальников) и подчиненных по служебному положению или воинскому званию; отдавать и выполнять приказы; правильно обращаться к военнослужащим.

Правильно понимать необходимость соблюдения воинской дисциплины; различать виды поощрений и дисциплинарных взысканий.

Учебные вопросы

  1. Общие положения общевоинских уставов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, их значение в жизни и деятельности воинского коллектива.
  2. Общие обязанности военнослужащих.
  3. Воинские звания и знаки различия.
  4. Начальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности.
  5. Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих.
  6. Приказ, порядок его отдачи и выполнения.
  7. Обращение к начальникам и старшим.
  8. Воинская дисциплина. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины.
  9. Поощрения, применяемые к солдатам.
  10. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат.

Организация и методика проведения урока

При изучении первого учебного вопроса учащимся следует объяснить, что к общевоинским уставам относятся: Устав внутренней службы (УВС ВС РК), Устав гарнизонной и караульной служб (УГ и КС ВС РК), Строевой устав (СУ ВС РК) и Дисциплинарный устав (ДУ ВС РК). Целесообразно продемонстрировать образцы уставов.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан – свод законов воинской службы. Они утверждены Указом Президента Республики Казахстан от 5 июля 2007 года № 364. В соответствии с Указом от 2 февраля 2016 года № 187 в общевоинские уставы внесены изменения. Уставы служат законодательной основой решения задач по достижению высокой организованности, дисциплины и порядка, совершенствованию боевой готовности ВС РК. Положения этих уставов обязательны для исполнения всеми военнослужащими ВС, других войск и воинских формирований РК, а также военнослужащими запаса при прохождении ими учебных сборов и ношении военной формы одежды.

Следует кратко изложить содержание каждого устава.

УВС ВС РК определяет общие и должностные обязанности военнослужащих, правила взаимоотношений между ними, правила внутреннего порядка в подразделениях и воинских частях и другие вопросы повседневной жизни и быта подразделений и частей.

УГ и КС ВС РК определяет организацию и порядок несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также порядок проведения мероприятий в гарнизоне с участием подразделений и частей.

СУ ВС РК определяет строевые приемы, строи подразделений и частей, порядок их движения и действий в различных условиях.

ДУ ВС РК определяет сущность воинской дисциплины, обязанности и права по ее поддержанию. В нем содержатся также важнейшие требования воинской дисциплины, основные положения о формах и методах ее укрепления.

При изучении второго учебного вопроса отметить, что военнослужащие как граждане Республики Казахстан пользуются всеми правами и свободами, гарантированными Конституцией и законодательством РК. Обязанности, возлагаемые на военнослужащих, бывают общими, должностными и специальными. Используя видеофрагменты, следует коротко остановиться на каждой из них.

При изучении третьего учебного вопроса объяснить, что согласно требованиям Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» каждому военнослужащему присваивается персональное воинское звание. Используя таблицу, приведенную в учебнике, и презентацию с изображениями знаков различия, следует изучить с учащимися воинские звания военнослужащих и назначение знаков различия. На данном занятии рекомендуется использовать различные методы (рассказ, демонстрация, беседа, дискуссия и др.).

Преподаватель объясняет, что основным принципом ВС, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими является единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) определенными правами по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законодательства, общевоинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа влечет установленную законами Республики Казахстан ответственность.

Далее преподаватель объясняет, что подчиненность в ВС определяется служебным положением или воинским званием. Военнослужащие, осуществляющие руководство подчиненными, являются начальниками (командирами). Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником. Рекомендуется создать несколько игровых ситуаций. Например: «Учащийся Ахметов, кто ваши прямые начальники в учебном взводе? Учащийся Петров, назовите фамилию вашего непосредственного начальника в учебном взводе». Если обучаемые допускают ошибки, необходимо добиться их устранения. Убедившись, что все учащиеся правильно понимают эти положения, преподаватель переходит к изложению следующего положения. При отработке игровых ситуаций можно оценить действия обучаемых по ранее изученным вопросам.

Рекомендуется рассмотреть на уроке следующие игровые ситуации:

  1. Учащийся Данияров, ваше воинское звание – капитан, воинское звание вашего лучшего друга – майор. Является ли он вашим начальником? Почему?
  2. Учащийся Утепов, ваш папа полковник десантно-штурмовых войск, вы – старший лейтенант танковых войск. Является ли для вас папа начальником?

Преподавателю следует пояснить, что начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и обязан осуществлять контроль их исполнения. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими.

Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию, в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия, должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших. При подготовке к занятию можно подобрать интересные жизненные ситуации и, дополняя ими материал учебника, отработать учебный вопрос «Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих». Данное занятие может проводиться методом рассказа, демонстрации, объяснения.

На занятии рекомендуется использовать традиционные и нетрадиционные методы обучения (деловая игра, разыгрывание ролей, демонстрация, объяснение и др.).

При изучении первого учебного вопроса преподаватель объясняет, что воинская дисциплина является одним из важнейших условий боевой готовности и боеспособности ВС РК. Ее принципы закреплены в Конституции РК, Законе РК «О воинской обязанности и статусе военнослужащих» и военной присяге. Можно привести определение воинской дисциплины из Дисциплинарного устава ВС РК, где оно сформулировано следующим образом: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, общевоинскими уставами, другими нормативными правовыми актами и приказами командиров (начальников)». Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту своей Родины – Республики Казахстан, беззаветной преданности своему народу.

Далее преподаватель разъясняет и комментирует обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины, изложенные в учебнике. Изучая второй вопрос, преподаватель объясняет, что поощрения – форма признания заслуг и отличий военнослужащих, проявивших усердие и отличившихся при выполнении воинского долга. Поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины. Далее перечисляет поощрения, которые применяются к военнослужащим срочной службы, объясняет их суть и порядок применения.

При изучении третьего вопроса преподаватель обращает внимание обучаемых на то, что взыскания, как и поощрения, являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины. Главная их цель – предотвратить подобные нарушения со стороны других военнослужащих. Знакомит учащихся с дисциплинарными взысканиями, применяемыми к военнослужащим срочной службы, объясняет их суть, порядок применения и исполнения.

Поясняет, что при определении вида и меры взыскания принимаются во внимание характер проступка, прежнее поведение виновного, обстоятельства, при которых проступок был совершен, а также время нахождения военнослужащего на службе и знание им порядка службы. Характер взыскания должен соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если виновный неоднократно совершал поступки или участвовал в групповом правонарушении, если проступок совершен во время несения боевого дежурства, боевой службы, суточного наряда или в состоянии опьянения. Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники.

Данное занятие может проводиться методом рассказа и объяснения.

Рефлексия

Прием «Плюс – минус – интересно».

В графу «П» – «плюс» – записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции либо могут быть полезны.

В графу «М» – «минус» – все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая оказалась бесполезной.

В графу «И» – «интересно» – любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.Рефлексия

Ученикам предлагается развернуто ответить на вопросы:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что вас удивило?

– Что, на ваш взгляд, удалось?

– Что не удалось и почему?

Рефлексия:

Ученикам предлагается задание, в котором нужно пятью прилагательными описать военнослужащего казахстанской армии.

Например, военнослужащий казахстанской армии должен быть: дисциплинированным, выносливым, храбрым, …