Регулирование природоохранной и внешнеэкономической деятельности государства

Тен Н.В.

КарГТУ

Тема 14 Регулирование природоохранной  и внешнеэкономической деятельности государства

1 Социально-экономическое значение   охраны окружающей среды и разумного природопользования.

2 Государственное  регулирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

3 Задачи и принципы государственной внешнеэкономической политики .

4 Организация внешнеэкономической деятельности.

5 Методы государственного регулирования ВЭД.

6 Регулирование капитала.

7 Казахстанская модель государственного регулирования внешнеэкономических связей.

1 Социально-экономическое значение   охраны окружающей среды и разумного природопользования.

По мере роста народонаселения и увеличения спроса поиски воды, продовольствия и энергоресурсов, а также воздействие этого на окружающую среду ставят под сомнение перспективы устойчивости. Все большую остроту приобретает проблема предела развития технологий и того, насколько мудро мы их используем, при этом все большее значение для достижения устойчивых результатов придается вопросам административного управления, социальной организации и прав человека.

Водные ресурсы. Вода, возможно, является тем ресурсом, который определяет пределы устойчивого развития. Однако, баланс между объемом потребностей человечества и имеющимся в наличии количеством воды уже становится шатким.

Важные меры по улучшению качества и увеличению доступности водных ресурсов – их защита от загрязняющих веществ, восстановление схем нарушенных стоков в речные системы, рациональное использование ирригации и химикатов, а также  прекращение промышленного загрязнения атмосферы.

Продовольствие. Во многих странах темпы прироста населения в последние годы обгоняют темпы производства продовольствия. С 1985 по 1995 г. объемы производства продуктов питания отставали от демографического роста в 64 из 105 обследованных развивающихся стран, причем наихудшее положение наблюдалось в Африке. Объем производства продуктов питания на душу населения снизился в 31 из 46 африканских стран.

В интересах достижения продовольственной безопасности стрáны должны обратить вспять нынешний процесс деградации земель и водных ресурсов. Требуется обеспечить ответственное административное управление, приводящее к балансу многочисленные интересы, участие общин (включая женщин, которые зачастую распоряжаются местными ресурсами), принятие обязательств по достижению продовольственной безопасности и сотрудничество с международным обществом.

Опустынивание. Среди государств Центральной Азии Казахстан, охваченный процессом опустынивания, стоит на первом месте. Около 66% его территории подвержено деградации. Очаги деградации отмечены по всей территории республики, что вызвано негативными антропогенными воздействиями на фоне неблагоприятных природных явлений.

Природными предпосылками опустынивания являются аридность климата; недостаточность осадков и высокая испаряемость; периодические засухи и уязвимость экосистем к нарушениям гидротермического режима и другим негативным внешним факторам, особенно в равнинной части территории страны. Нарушение цикличности паводков, как и стихийные бедствия (зимы с экстремально низкими температурами, поздневесенние и раннеосенние заморозки, сели, оползни, наводнения), – также немаловажные причины опустынивания.

Антропогенные факторы, оказывающие наиболее существенное воздействие на окружающую среду, приводящие к постепенному накоплению негативных экологических изменений и усилению процессов деградации земель, следующие: перевыпас скота; несовершенство системы земледелия; разработка недр; строительство линейных сооружений; зарегулирование стока рек; интенсивные лесозаготовки; пожары и палы.

Потери пахотных земель. В составе пашни сохранилось около
1,5 млн га земель с отрицательными признаками средней и сильной степени деградации. В настоящее время площадь пашни сократилась до 22,3 млн га, тогда как в 1990 г. она составляла 35,6 млн га. Из нее было трансформировано в другие виды угодий около 13,3 млн га, или 37%. В результате удельный вес земель, неосложненных отрицательными признаками, пригодных для пашни, увеличился с 52,2 до 64,3%. Площадь земель с отрицательными признаками почв в составе пашни сократилась. Так, площадь засоленной пашни уменьшилась с 3,7 млн га до 2,1 млн га, солонцовой – с 6,1 млн га до 2,6 млн га, смытой – с 1,9 млн га до 0,9 млн га, выведенной (дефлированной) – с 1,7 млн га до 0,6 млн га. Одновременно с выводом из состава пашни земель с низким качеством почв по тем или иным причинам было трансформировано в другие виды угодий более 4,2 млн га земель, неосложненных отрицательными

 

2 Государственное  регулирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

Главная задача государства заключается в том, чтобы обеспечить интеграцию экологических и экономических интересов общества, создавать необходимые гарантии для реализации прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду.

Три главные задачи природопользования и охраны окружающей среды: предупреждение, устранение негативных последствий прошлого и сохранение устойчивого состояния факторов производства.

Первая задача связана с так называемыми превентивными мерами, то есть с предупреждением возникновения вредных антропогенных воздействий на природу.

Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды – это комплекс мероприятий правового, промышленного, финансово-экономического, прогнозного, образовательного содержания с учетом исторических особенностей страны.

Современная система  государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды имеет следующие подсистемы: законодательную, институциональную, систему нормативов и стандартов, экономический  и финансовый механизм, прогнозирование и планирование социально-экономического развития, информационную систему, исторические традиции, образование и наука, институты собственности. Каждая подсистема имеет свою иерархию подсистем.

Методы государственного регулирования природопользования:

  • административно-правовые методы, основанные на технологических стандартах;
  • экономические  методы, основанные в первую очередь на стимулировании  государством выполнения требований  охраны различных элементов природной среды.

Административно-правовые методы предусматривают  установление допустимых норм выбросов, запрета    на применение  определенного  вида сырья или продукции, определение системы дифференцированных экологических стандартов для различных отраслей.

Экономическими методами охраны  окружающей среды являются:

А) планирование и  финансирование мероприятий    по охране окружающей

среды;

Б)  плата за пользование  природными ресурсами;

В)  плата за загрязнение  окружающей среды;

Г) плата  за охрану   и воспроизводство природных ресурсов;

Д) экономическое стимулирование охраны окружающей среды;

Е) экологическое страхование;

Ж) создание фондов охраны окружающей среды;

Финансирование экологических  программ и мероприятий по охране

окружающей среды производится за счет:

А)республиканского   бюджета и местных   бюджетов;

Б)средств фондов охраны окружающей среды;

В)средств экологического страхования;

Г)собственных средств природопользователей;

Д)добровольных взносов   и пожертвований  юридических и физических   лиц;

Мониторинг окружающей среды. Экологический мониторинг    необходим для   формирования  текущей    и прогнозируемой информации для   органов государственного управления, для принятия ими  решений и мер  оперативного реагирования на неблагоприятные  антропогенные   воздействия на окружающую среду.

Государственный мониторинг окружающей среды  и природных ресурсов  осуществляется специально  уполномоченными государственными органами,  осуществляющими   функции охраны окружающей среды  и управления природопользованием и включает:

1) проводимые по определенной программе  наблюдения за    состоянием окружающей среды и природных ресурсов а также  источниками антропогенного   воздействия на них;

2) оценку состояния  указанных обьектов наблюдения;

  • прогноз их изменений.

4 Организация внешнеэкономической деятельности.

Основные принципы организации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

–   внешнеторговая политика — составная часть внешней политики страны,

–   единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением,

  • единство политики экспортного контроля,
  • единство таможенной территории страны,
  • защита государственных интересов и законных прав участников внешнеторговой деятельности,
  • равенство и отсутствие дискриминации участников внешнеэкономической деятельности.

Законом Республики Казахстан « О  предпринимательской деятельности » разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Разрешено всем зарегистрированным на территории РК предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации.

Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется зарегистрированными предприятиями и организациями. Эти предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключении из реестра возможны лишь в случае нарушения действующего законодательства РК или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для Казахстана, а также невыполнения обязательств по экспортным поставкам.

Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, Торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контрактов.

Управление внешнеэкономической деятельностью в РК  осуществляют Министерство Иностранных Дел, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия РК, Национальный банк Казахстана. Общее руководство возложено на Президента РК, Правительство РК и Министерство экономики и бюджетного планирования РК.

На территории Республики Казахстан действуют единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий. Общие квоты экспорта из Казахстана отдельных товаров устанавливаются Министерством экономики и бюджетного планирования РК по согласованию с соответствующими министерствами. Постановлением Правительства РК «О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд разрешено ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу не использованных предприятиями-изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо невыполнения ими указанных поставок.

Продукция, получаемая регионами в счет платы за пользование недрами, акваторией и участками морского дна, может быть реализована на экспорт в пределах установленных региональных экспортных квот. Реализация квот по нефти и нефтепродуктам региональными органами государственного управления осуществляется через нефтедобывающие и не перерабатывающие предприятия – производители указанной продукции;  Квоты для аукционной продажи определяются Министерством экономики и бюджетного планирования РК с участием заинтересованных министерств и ведомств. При аукционной продаже экспортные квоты подтверждаются сертификатами. Сертификат на квоту является документом, подтверждающим право его владельца на получение в установленном порядке лицензий на экспорт.

Выдача сертификатов осуществляется уполномоченными органами в регионах. Лицензии выдаются субъектам хозяйственной деятельности независимо от форм их собственности и не подлежат передаче др. юридическим лицам. Выдача лицензий производится на основании явлений, представленных на типовых бланках в соответствии с инструкцией, утверждаемой МЭиБП и в соответствии с кодами товаров в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Льготы, предусмотренные для предприятий с иностранными инвестициями, по налогообложению и валютным отчислениям не распространяются на экспорт этими предприятиями продукции согласно приобретенным сертификатам.

Общий контроль за вывозом из Казахстана лицензируемых товаров возлагается на Государственный таможенный комитет. Транспортно-экспедиторским предприятиям и гражданам — владельцам транспортных средств запрещено принимать к отгрузке за пределы Казахстана товары без разрешения таможенных органов в товаросопроводительных документах.

По степени вовлеченности в мирохозяйственные связи, и в том числе по величине товарооборота, Казахстан занимает скромное место в конце второй десятки стран после многих европейских государств. Сырьевая направленность экспорта и ориентация импортных поставок на продукцию машиностроения, продовольствие и сырье свидетельствуют о наличии значительных проблем во внешнеторговых связях Казахстана.

5 Методы государственного регулирования ВЭД.

Под экономическими методами понимаются прежде всего пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, импортные депозиты, удорожающие ввозимый товар, и снижающие его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с местным аналогичным товаром. К административным методам относятся количественные лимиты, системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортерам, специфические технические требования к товару или упаковке, бюрократическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок (или местных на внешний).

Нетарифные (административные) методы регулирования ВЭД. Нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не менее оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые «добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т. д. Первый вид – самый многочисленный и охватывает более половины всех.

 

Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.

Таможенно – тарифное (экономическое) регулирование ВЭД.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным.

Существуют два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле – протекционизм и «свободная торговля». Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых – экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.

По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:

  • фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;
  • протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;
  • преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;
  • льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;
  • уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;
  • компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной – экспортером;
  • антидемпинговые, которые применяются для противодействия импорту из тех стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии.
6 Регулирование капитала.

На национальном уровне административное регулирование движения капитала осуществляется в основном в рамках двусторонних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска инвестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегулирования споров.

У Казахстана имеется ряд соглашений о защите капиталовложений. Они содержат принятые в международной практике положения. В частности, предусматривается режим наибольшего благоприятствования. Иностранные инвестиции могут быть экспроприированы лишь в исключительных случаях и в установленном законом порядке при условии незамедлительной выплаты компенсации капиталовложений по рыночной стоимости в иностранной валюте. Доходы от иностранных вложений, а также сами инвестиции могут беспрепятственно переводиться за границу в иностранной валюте. Спорные вопросы могут быть рассмотрены в иностранном суде. Стороны обязуются поощрять функционирование иностранных капиталовложений на своей территории, воздерживаться от принятия дискриминационных мер, которые могут помешать их содержанию, управлению и пользованию.

7 Казахстанская модель государственного регулирования внешнеэкономических связей.

Важнейшим направлением внешнеэкономической политики была избрана либерализация внешнеэкономической деятельности, призванная дать простор действию рыночных сил и механизмов в этой среде. Содержанием процесса либерализации стало формирование системы государственного регулирования внешнеторговых и валютных потоков. Базируясь на общепринятых методах, эта система должна была, с одной стороны, позволить экономическим субъектам свободно осуществлять внешнеэкономические операции, а с другой — дать государству возможность контролировать осуществление экспортно-импортных и валютных операций с тем, чтобы они не наносили ущерба национальным
интересам.

В качестве важнейших инструментов такого механизма законодательно закреплены импортный таможенный тариф внутренние налоги на импортные товары, нетарифные методы регулирования вывоза и ввоза (лицензии, применяемые в ограниченных масштабах в основном по соображениям национальной безопасности), технические барьеры в торговле (технические стандарты, санитарные, экологические и другие требования), меры поддержки экспорта, единый курс национальной валюты при расчетах по экспортно-импортным операциям, режим функционирования в стране иностранного капитала, таможенный и валютный контроль.

Принципиально изменилась организация внешнеэкономической деятельности. Ее сфера перестала быть государственной монополией. Теперь эту деятельность без специальной регистрации осуществляют более 450 тыс. предприятий и организаций различных форм собственности. Они, как это и должно быть в рыночной экономике, свободно выбирают рынки и партнеров по сделкам и самостоятельно отвечают за результаты операций.

Как свидетельствует мировой опыт, проведение государственной внешнеэкономической политики, направленной на создание благоприятных условий для поддержания и сохранения конкурентных преимуществ отечественной экономики, не гарантирует ее выход на передовые позиции в мировом хозяйстве. На рынке в конкурентной борьбе сталкиваются не страны в целом, а конкретные предприятия и фирмы. И именно выбор ими наиболее оптимальных стратегий развития, методов управления и организации маркетинга, взаимодействия с клиентами и т.д. во многом предопределяет успех (неуспех) в состязании с конкурентами.

Поэтому более эффективное включение Казахстана в систему мирохозяйственных связей возможно при условии ориентации государственного регулирования (как внешнеэкономического, так и общеэкономического) на изменение структуры и повышение конкурентоспособности отечественного производства, концентрации усилий в управлении предприятиями на выпуске продукции, которая была бы сопоставима с зарубежными аналогами по качеству, ценам и издержкам производства.

В сложившихся условиях крайне необходимым представляется  создание системы государственной поддержки и стимулирование экспорта, которая бы способствовала развитию экспортного потенциала и обеспечивала прогрессивные сдвиги в структуре воза за рубеж за счет повышения доли продукции с высокой пенью обработки. С учетом накопленного международного опыта элементами данной системы призваны стать: гарантии под извлекаемые экспортерами кредитные ресурсы, гарантирование страхование экспортных кредитов, долевое участие государства   в реализации перспективных инвестиционных экспортоориентированных проектов, налоговое поощрение экспорта, оказание экспортерам информационных, маркетинговых и консультационных услуг через общенациональную государственную сеть та услуг, содействие участию казахстанских производителей в международных  народных выставках и ярмарках, продвижение отечественной продукции на внешние рынки с помощью экономической дипломатии.

Для обеспечения защиты и поддержки национального производства целесообразно использовать весь спектр инструментов распространенных в мировой практике и предусмотренных Казахстанским  законодательством: импортный тариф и налогообложение  импортных товаров, антидемпинговые и компенсационные пошлины, квотирование и лицензирование ввоза и вывоза, низкие барьеры в торговле, валютные ограничения и т.д.

В целом процесс оптимизации казахстанской модели государственного регулирования внешнеэкономических связей предполагает:

– открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции в сочетании с

гибкой защитой отечественных производителей;

-обеспечение правовых и экономических гарантий хозяйственного

функционирования и защиты иностранного капитала;

-ориентацию технической, промышленной и социальной политики на

мировые стандарты и тенденции их развития;

-сближение отечественного хозяйственного права с между народным;

-применение общепринятого в мировой практике арсенала средств и методов

регулирования внешнеэкономических связей, комбинируемых в зависимости

от ситуации в национальной экономике;

-обеспечение участия Казахстана во всех важнейших международных

экономических организациях.

Рекомендуемая литература

1.Алимбаев А. Государственное регулирование рыночной экономики, Караганда, 1999

  1. Бибатырова И.А. Государственное регулирование национальной экономики. Алматы, Казак эдебиети, 2004 г.
  2. Орешин В. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2000.
  3. Мамыров Н.К., Ихданов Ж.О. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Уч. Пособие. Алматы:

Экономика, 1998