Цвет, образ – личность, характер

Суразакова Ирина Валерьевна

Учитель изобразительного искусства и художественного труда

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Семей ВКО

Аннотация занятий по цветотерапии.

Работа с детьми это очень сложный и многогранный процесс. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать.

Мир ребенка — сложный многогранный мир, с которым надо обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить полноценного здорового человека, развитого разносторонне. У каждого человека есть моменты в жизни, которые ему по разным причинам трудны. Для преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов и средств одним из которых является арт-терапия.

При выборе метода работы с детьми, арт-терапия является лучшим способом психологической разгрузки, мы рассмотрим такой метод арт-терапии, как цветотерапия.

В каких случаях цветотерапия может помочь детям?

  • если имеются различные расстройства сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы и др., (возникновение которых связано со стрессами);
  • при стрессах, неврозах — для снятия напряженности и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств;
  • при психоэмоциональных нарушениях: при снижении активности и настроения, нарушение сна, раздражительность, плаксивость;
  • при бессоннице, зимней депрессии, эмоциональном напряжении и заболеваниях обусловленных им, в точности психосоматических расстройствах;
  • профилактические и коррекционные занятия с дошкольниками и детьми младшего и старшего школьного возраста;
  • как профилактика и лечение глазных заболеваний: близорукость, дальнозоркость, при зрительном утомлении, при лечении и профилактике близорукости у детей (с 5 лет);
  • для профилактики негативных последствий длительной работы с экранами мониторов;
  • развитие внимания, мышления, цветоразличение, снятие напряжения и страха;
  • укрепление нервной системы, повышение уверенности в себе и т.д.

Некоторые рекомендации по использованию цветотерапии:

Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получается исцеление через самовыражение творческого потенциала.

Рассматривая методы работы с детьми, арт-терапия является одним из самых действенных способов. И, пожалуй, одним из таких здоровых увлечений в арт-терапии является и изобразительное искусство. Не имеет значения, как будет происходить рисование во время болезни или корректировки проблем возрастного развития. Куда важнее сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками — это будет красиво!

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и прочее. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и так далее.

Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события. Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий. Лучше отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.

Также важно умело учить и одновременно вдохновлять ребенка на сюжетное рисование. Оно может быть в абсолютно любом стиле и манере исполнения. Пусть маленький наблюдатель старается не ограничиваться внутренними образами по памяти. Детки могут создавать целые серии и коллекции рисунков, собирая которые получается забавная книга или брошюра.

Удивительно, когда погружаясь в мир созидания и творения красоты, дети не только эмоционально радуются, но и стимулируют защитные и восстанавливающие функции организма. Это их гормон радости, поле деятельности, проносящее видимые результаты. Чтобы начать творить, можно самостоятельно или после консультации со специалистом определиться с видом арт-терапии.

Обычно в качестве вспомогательного средства при цветотерапии рекомендуют:

  1. Рисование: карандаши, фломастеры и маркеры подойдут для гиперактивных детей. Акварель, гуашь, акриловые краски для детей, перенесших стрессы и глубокие психологические травмы.
  2. Работу с различными материалами по лепке (глина, воск, пластилин) и скульптура.
  3. Искусство создания фигур из бумаги (оригами, коллаж).

Полезные советы для занятий арт-терапией (цветотерапией).

Пик интереса и желание освоить разные техники рисования наблюдается у детей 5-6 лет. А к 10 годам он медленно стихает.

До 12 лет нельзя вмешиваться в развитие творческого потенциала юного художника. Только осторожно направлять. Эта точка зрения уже признана многими мировыми мастерами искусств.

Талантливый рисунок это не фотография и не копия окружающего мира, а изображение истинного взгляда на вещи ребенка.

Приучать ребенка к простейшему виду рисования пальцами, ладошками или кисточкой можно уже с 7 месяцев. Постепенно учите малыша правилам, которые сделают этот процесс удобным и приятным.

Палитра, кисточка, стакан-непроливайка, альбом для рисования это не все инструменты для рисования. Можно еще пользоваться штамповой печатью, самодельными фигурками или обычными поролоновыми губками.

Развитие детского изобразительного искусства проходит этапами: ручная техника, рисование кисточкой и смешивание красок, раскрашивание, сюжетные рисунки и свобода творчества.

Используемая литература:

  1. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с.
  2. Базыма Б.А. Новые возможности теста Люшера в диагностике характерологических и поведенческих особенностей подростков.
  3. Гете И. В. К учению о цвете. Хроматика. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957. с. 300-340.

Скачать материал полностью