Контроль за подакцизной продукцией

Исаева Асель Байбулатовна

СМК

Евразийский аграрный колледж

Ход занятия

Организационный момент приветствие, отметка присутствующих на занятий, проверка готовности аудитории к занятию

Проверка знаний и умений обучающихся

1. Сущность бюджета. Характерные черты бюджета

2. Функции бюджета

3. Бюджетная система и структура бюджета

4. Принципы бюджетной системы

5. Бюджетный федерализм

6. Статьи бюджета

7. Дефицит и профицит бюджета

Содержание и последовательность изложения новой темы

(конспект)

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Республики Казахстан выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить. С одной стороны акцизы являются относительно новым явлением в казахстанской экономике, с другой, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

В экономической литературе развитых стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.

Актуальность настоящей темы связана с условиями улучшения экономической ситуации в стране, пополнением республиканского и местных бюджетов.

Обозначить основные положения законодательства об акцизах; Выявить характер реального плательщика акцизов; Конкретизировать действенный механизм акцизов и проблемы его совершенствования, на примере бензина и дизельного топлива.

Если мы заглянем в энциклопедический словарь, то найдем там, что акциз – вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место быть в обществе, совершенствование налогообложения в сфере акцизов может выступать одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения республиканского и местных бюджетов.

Налогообложение подакцизных товаров, производимых и реализуемых в РК, регламентируется разделом 9 Кодекса «О налогах и других обязательных платежей в бюджет», вступившего в действие 1 января 2004 года.

В соответствии с этим документом акцизами облагаются: товары, произведенные на территории РК:

Все виды спирта. Алкогольная продукция. Табачные изделия. Прочие изделия, содержащие табак. Икра осетровой и лососевой рыбы. Ювелирные изделия из золота, платины, серебра. Бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо. Легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов). Огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти). Сырая нефть, включая газовый конденсат.

А также виды деятельности:

Игорный бизнес. Организация проведение лотерей.

Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые:

1) производят подакцизные товары на территории Республики Казахстан;

2) импортируют подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан;

3) осуществляют оптовую, розничную торговлю бензином (за исключением авиационного) и дизельным топливом на территории Республики Казахстан;

4) осуществляют реализацию конфискованных, бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству на территории Республики Казахстан, если по указанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) осуществляют подакцизные виды деятельности на территории Республики Казахстан.

Плательщиками акцизов с учетом положений пункта 1 настоящей статьи являются также юридические лица-нерезиденты и их структурные подразделения.

Объектом обложения акцизом являются:

следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми им подакцизными товарами:

реализация подакцизных товаров;

передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

взнос в уставный капитал;

использование подакцизных товаров при натуральной оплате;

отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям;

использование товаропроизводителями произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд;

оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива; розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива; реализация конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству подакцизных товаров; осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса; организация и проведение лотерей; порча, утрата подакцизных товаров, марок акцизного сбора.

Не подлежат обложению акцизом:

1) экспорт подакцизных товаров,

2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта, отпускаемый: для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у товаропроизводителя лицензии Республики Казахстан на право производства указанной продукции;

государственным медицинским учреждениям;

3) спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), розлитая в потребительскую тару емкостью не более 0,1 литра и зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства.

Ставки акцизов

1. Ставки акцизов утверждаются Правительством Республики Казахстан и устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении.

2. Ставки акцизов на алкогольную продукцию утверждаются в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи либо в зависимости от объемного содержания в ней безводного (стопроцентного) спирта.

3. На все виды спирта ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта. На спирт, реализуемый для производства алкогольной продукции, ставка акциза может быть установлена ниже базовой ставки, устанавливаемой на спирт, реализуемый лицам, не использующим его для производства алкогольной продукции.

4. На объекты игорного бизнеса Правительством Республики Казахстан устанавливаются максимальный и минимальный пределы базовой ставки акциза из расчета на год.

В пределах установленных базовых ставок на объекты игорного бизнеса местные представительные органы устанавливают единую ставку акциза для всех налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории одной административно-территориальной единицы.

Порядок исчисления и уплаты акцизов

1. Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе.

2. Исчисление суммы акциза по игорному бизнесу производится путем применения ставки акциза, установленной на налоговый период, к количеству объектов обложения. При изменении в налоговом периоде количества объектов обложения сумма акциза на введенный (выбывший) объект уплачивается в полном объеме.

1. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, определенную в соответствии со статьей 269 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей вычеты.

2. Вычету подлежат суммы акциза, уплаченные на территории Республики Казахстан при приобретении или при импорте подакцизных товаров (за исключением всех видов спирта и нефти, включая газовый конденсат) на таможенную территорию Республики Казахстан, если указанные товары в дальнейшем использованы в качестве основного сырья для производства подакцизных товаров.

В соответствии с настоящим пунктом вычет производится на сумму акциза, определенного исходя из объема подакцизного сырья, фактически использованного на изготовление подакцизных товаров в налоговом периоде.

Положения настоящей статьи применяются также при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческих подакцизных сырья и материалов, при условии подтверждения уплаты акциза собственником давальческих подакцизных сырья и материалов.

Сроки уплаты акциза

1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, акциз на подакцизные товары подлежит перечислению в бюджет не позднее чем:

1) на тринадцатый день месяца по операциям, совершенным в течение первых десяти дней налогового периода;

2) на двадцать третий день месяца по операциям, совершенным в течение вторых десяти дней налогового периода;

3) на третий день месяца, следующего за отчетным месяцем, по операциям, совершенным за оставшиеся дни налогового периода.

2. По подакцизным товарам, произведенным из давальческих сырья и материалов, акциз уплачивается в день передачи продукции заказчику или лицу, указанному заказчиком.

3. При передаче сырой нефти, включая газовый конденсат, добытой на территории Республики Казахстан, на промышленную переработку, акциз уплачивается в день ее передачи.

4. При производстве подакцизных товаров из сырья собственного производства, которое подлежит обложению акцизом, акциз на данное сырье уплачивается в сроки, установленные для уплаты акциза по готовым подакцизным товарам.

5. Акциз по игорному бизнесу уплачивается в порядке и сроки, установленные статьей 395 настоящего Кодекса.

6. Акциз от осуществления деятельности по организации и проведению лотерей уплачивается до или в день регистрации выпуска в продажу лотерейных билетов, осуществляемой в соответствии со статьей 267 настоящего Кодекса.

Место уплаты акциза

1. Уплата акциза производится по месту регистрации плательщика акциза за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Плательщики акциза, имеющие структурные подразделения, уплачивают акциз по местонахождению структурных подразделений в порядке, предусмотренном статьей 273 настоящего Кодекса, если они осуществляют:

производство подакцизных товаров, указанных в подпунктах 1)-2) пункта 1 статьи 257 настоящего Кодекса, и (или) их розлив; осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива.

Порядок исчисления и уплаты акциза налогоплательщиками за структурные подразделения:

1. Плательщики акциза, указанные в пункте 2 статьи 272 настоящего Кодекса и имеющие структурные подразделения, обязаны поставить структурные подразделения на регистрационный учет в налоговых органах по месту их нахождения и уведомить налоговый орган по месту своей регистрации о постановке на регистрационный учет своих структурных подразделений.

2. Сумма акциза, подлежащего уплате за структурное подразделение, определяется на основе расчета акциза по структурному подразделению, составленного по каждому структурному подразделению.

3. При составлении расчета акциза по структурному подразделению учитываются операции, облагаемые акцизом и совершенные структурным подразделением в течение налогового периода.

4. Плательщики акциза обязаны представить расчет по суммам акциза, подлежащего уплате за структурное подразделение, налоговому органу по месту регистрации структурного подразделения в сроки, установленные статьей 275 Налогового Кодекса.

5. Уплата акциза, включая текущие платежи, за структурные подразделения производится юридическим лицом-плательщиком акциза непосредственно со своего расчетного счета или возлагается на структурное подразделение.

6. Порядок, установленный настоящей статьей, применяется также в случае уплаты акциза индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность, указанную в пункте 2 статьи 272 настоящего Кодекса, не по месту своей регистрации. Уплата акциза, включая текущие платежи, индивидуальным предпринимателем производится по месту осуществления им деятельности.

Закрепление нового материала, формирование умений и навыков

Нами изучена тема Акцизы: действенный механизм и проблемы его совершенствования, и пришли к выводу, что ставки акцизов утверждаются Правительством Республики Казахстан и устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении.

Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20 % налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – это очень тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

Фискальная функция, выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов на столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько это приводит к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин – один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

Законодательная база в сфере акцизов еще не достаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно, так как в свою очередь зависит от множества политических факторов. Это позволяет предположить, что в ближайшие год-два в этом направлении ничего в положительную сторону не изменится.

Домашнее задание

Самостоятельная работа «Семейный бюджет»

Литература:

Акцизы//Финансы Казахстана 10.05.2003.

Акцизы//Финансы Казахстана 10.07.2003.

Акциз на бензин//Мир финансов 2003. №8 Бабкина С.

Новая налоговая политика // Финансы Казахстана – 2003.-№6 стр.37-39 Булгакбаев Б.

Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета — 2002. — 17 июля. Бюллетень бухгалтера

Скачать методическую разработку полностью