Краткосрочный план урока. Предмет «Литература». Галерея «мертвых душ».

Зарубина Татьяна Александровна

КГУ «Средняя школа № 13» акимата города Рудного

Раздел долгосрочного плана Раздел 3: Сатира на общество
Тема урока Галерея «мертвых душ»
Школа КГУ «Средняя школа № 17» акимата г. Рудного
Дата ФИО учителя:  Зарубина Т.А.
Класс: 9

Урок № 3

Количество отсутствующих:

Количество присутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу) 3 –урок

9.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий;

9.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Цели урока

 

 

 

 

Все смогут: характеризовать помещиков из поэмы «Мертвые души», проводить исследовательскую работу на основе сводной таблицы. Анализировать поступки, мотивы поведения, определять значение имен и фамилий. Приводить аргументы на поставленный проблемный вопрос, к каждому аргументу подбирать цитаты.

Большинство сможет: ответственно исполнять роль, отведенную в группе, выдвигать свои идеи, активно участвовать в кумулятивной беседе.

Некоторые смогут: выступать в роли лидера, спикера команды. Оценивать работы других групп и выступать в роли критика .

 

Критерии успеха 

 

 

Характеризуют героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий;

Дают аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Привитие ценностей Воспитание духовного развития личности. Привитие таких ценностей, как открытость и взаимоуважение, умение выражать свое мнение.
Межпредметные связи Эта тема основана на изучении исторических и географических данных
Предварительные знания Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных в предыдущих классах  и на прошлых уроках русской литературы в этой четверти. Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков характеристики персонажей, поискового чтения, аргументированного ответа на вопросы
Языковая цель Учащиеся будут характеризовать помещиков, обращаясь к различным источникам, что позволит выразить свое личное отношение к персонажам. В ходе работы будет охвачена большая часть языковых целей, предоставлена возможность для выполнения целого ряда различных заданий аналитического и творческого характера.  Предусмотрены различные способы формативного оценивания.

Ключевые слова и фразы: помещик, душа, образ, усадьба, цитата

Фразы для диалога и письма:

Я думаю что автор использует фразу для…

Я считаю..

Я согласен …

Навыки использования ИКТ Интерактивная доска, интернет ресурсы, презентация

 Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

 

 

 

 

6 минут

 

 

 

 

Организационный момент. Создание коллаборативной среды.

Ребята, ответьте на вопрос Что такое душа?

 

Проверка домашнего задания.

Стратегия «Внешний и внутренний круг»

Вопросы по биографии и  творчеству Н.В. Гоголя, по истории создания и содержания  поэмы «Мертвые души».

Дети встают в два круга, внутренний и внешний, лицом друг к другу, и один ученик другому задает вопрос, при этом внешний круг движется по часовой стрелке, и ученик переходит от одного к другому. Каждому учащемуся задается новый вопрос. Когда круг полностью пройден, дети меняются ролями. При проверке домашнего задания ученики могут пользоваться своими конспектами в тетрадях.

ФО:  взаимооценивание «Словесная похвала»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

 

 

 

 

4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

Дифференциация по классификации: ученики с разными требованиями.

Деление на группы «По жребию».  Карточки с фотографиями.

5 групп.

 

Группа 1 «Маниловы»

Группа 2 «Собакевичи»

Группа 3 «Ноздревы»

Группа 4 «Коробочки»

Группа 5 «Плюшкины»

 

На экране появляется эпиграф к уроку и изображения героев поэмы.

«Мертвые души» – это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ. (М.Ю. Лотман)

Учащиеся вместе с учителем определяют тему предстоящего урока.

 

Целеполагание:

Учащиеся формулируют цели урока по наводящим вопросам.

 

Учитель: ребята давайте вспомним правила работы в группах.

 

9.2.5.1  характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий

Г. Задание 1. Дифференциация по оцениванию.

Учащиеся  в группах будут выполнять исследовательскую работу, извлекая информацию из предложенных учителем ресурсов .

Характеризуют образы по стратегии «Сводная таблица».

Характеристика Герой
1.      Внешность

2.      Обстановка

3.      Характер

4.      Поступки

5.      Мотивы поведения

6.      Значение имен и фамилий

 

Дети могут самостоятельно выбрать способ оформления работы.

Группа «Маниловы»

Характеризует образ Манилова

Группа «Собакевичи»

Характеризует образ  Собакевича

Группа «Ноздревы»

Характеризует образ  Ноздрева

Группа «Коробочки»

Характеризует образ Коробочки

Группа «Плюшкины»

Характеризует образ Плюшкина

 

Затем выступят спикер/спикеры

Регламент (2-3 мин)

ФО: взаимооценивание по  разработанным критериям.

Критерии

 

Дескрипторы Балл
Характеризуют героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий Описывают внешность

Описывают обстановку

Описывают характер

Описывают поступки

Описывают мотивы поведения

Описывают значение имен и фамилий

Четко и ясно выражает свои мысли

1

1

1

1

1

 

1

 

1

Всего   7

 

Физкультминутка для глаз

Рисуй восьмерку вертикально

Ты головою не крути

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец

Зарядка окончена. Ты молодец!

 

 9.1.6.1  давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Г. Задание 2. Дифференциация по диалогу и оказанию поддержки

Органайзер «Фишбоун»

Стратегия «Джигсо»

Группы дают аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты

Вопросы:

Группа «Ноздревы»

В чем заключатся безудержность, граничащая с беспамятством Ноздрева? «Герой кутежа»

Группа «Собакевичи»

Что является главным для Собакевича? «чертов кулак»

Группа «Маниловы»

В чем заключается пустота и ничтожность  Манилова? «Герой пустоты»

Группа  «Коробочки»

Что отражает внутренний мир Коробочки?  «скопидомка»

Группа «Плюшкины»

Почему Плюшкин олицетворяет полное омертвение человеческой души? «прореха на человечестве»

ФО. Взаимооценивание «Две звезды одно пожелание»

Критерии Дескрипторы Балл
Дают аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты Приводят 1 аргумент

Приводят 2 аргумент

Приводят 3 аргумент

Правильно подбирает цитату под 1 аргумент

под 2 аргумент

под 3 аргумент

1

1

1

1

 

1

1

Всего   6

 

Дети возвращаются на свои места и анализируют замечания и пожелания.

Карточки  с фотографиями героев.

 

 

 

 

Использование ИКТ, Презентация

 

 

Памятки

 

 

 

 

 

Сводная таблица, Интернет, Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Листы оценивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/075f/000ead5e-a0dc9fab/img16.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с вопросами

Органайзер «Фишбоун»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценивания

Конец урока

      

    1 мин.

 

Рефлексия

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

·         Мне было интересно…

·         Мы сегодня разобрались…

·         Я сегодня понял, что…

·         Мне было трудно…

·         Завтра я хочу на уроке…

 

Карточки
Домашнее задание Дифференциация по заданию

ü  Составить сравнительную таблицу «Зоологизация

персонажей»

ü  Составить сопоставительную таблицу «Имя помещика и средства комического»

ü  Написать письмо в прошлое самому себе от лица помещика (на выбор)

 

 

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки?

Возможность пользоваться различными ресурсами на протяжении урока. Опорные конспекты при проверке домашнего задания, сводная таблица для характеристики героев. Сформулированы проблемные вопросы. Словесная похвала на протяжении всего урока.

Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Взять на себя роль лидера в смешанной группе, оценивать работы других групп.

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

На каждом этапе урока проводится ФО. На основе этого

проанализировать листы оценивания, карты с рефлексией,  и качество выполнения домашнего задания.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Физкультминутка для глаз направлена на сохранение хорошего зрения и снятие усталости с глаз.

 Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?  
Все ли учащиеся достигли ЦО?  
Если нет, то почему?  
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

 

 
Выдержаны ли были временные этапы урока?  
Какие отступления были от плана урока и почему?  
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Скачать краткий план урока