Русская литература

Даутбек Мади Алімғазыұлы

Студент

Колледж Радиотехники и Связи

Бесприданница

А.Н. Островский

Александр Островский – единственный классик русской литературы, который занимался только написанием пьес. Причем писал он их не столько для читателя, сколько для театрального зрителя. «Бесприданница», которая стала одной из самых известных пьес драматурга, создавалась с той же целью. Над ней Островский работал четыре года и многое менял в сюжете по ходу написания.

«Бесприданница» стала сороковым произведением Островского. Он начал работу над ней в конце 1874 года, а закончил через четыре года в 1878. О том, как тщательно и кропотливо он работал над пьесой, Островский пишет своим друзьям. Сохранились также черновики автора с большим количеством правок в сюжете и структуре произведения.

Сначала пьеса состояла из трех актов, а главным героем был мелкий чиновник Карандышев. Собственно, типичный островский персонаж. Автор был мастером реализма в русской драматургии, отражал в своих произведениях жизнь народа. Поэтому главные герои автора – это ремесленники, купцы, мелкие чиновники, молодые девицы и т.д.

Согласно первоначальному замыслу, который можно проследить по черновикам писателя, основной темой пьесы должна была стать судьба «маленького человека» в жестоком мире больших денег. Неплохой, но бедный чиновник Юрий Капитоныч Карандышев вынужден терпеть вечные насмешки и унижения от «хозяев жизни» Паратова, Вожеватова и Кнурова.

Он не имеет права быть им ровней не в силу умственных способностей и духовных качеств (по последним он даже превосходит своих соперников), а в силу материальной бедности. Сюжет, кстати, достаточно новаторский для того времени. По воспоминаниям современников, такой замысел автора нередко подвергался критике.

В отличие от других пьес А. Н. Островского в «Бесприданнице» большую роль играет тема не просто денег, а именно больших денег. Коммерческая выгода и подлинные чувства находятся по разные стороны. К примеру, Паратов нисколько не скрывает, что женится без любви на миллионах и золотоносных приисках своей невесты. И ни у кого это не вызывает ни малейшего порицания. Напротив, купцы ему завидуют и одобряют его выбор.

Главная героиня Лариса на протяжении всей пьесы является именно «дорогой вещью», о чём прямо говорится в финале. Никто, даже мать, не скрывает, что бесприданницу одни хотят подороже продать, а другие — вовремя купить подешевле, как и любой другой товар. Вершиной подобной пошлой, безобразной сделки становится эпизод, когда Кнуров и Вожеватов попросту разыгрывают, кому из них «достанется» Лариса, подбрасывая монету.

Деньги — главная сила в произведении. Ими измеряется всё: уважение в обществе, подлинность чувств. Даже Паратов, «блестящий барин», неординарная личность, ходивший с бурлаками по Волге и учившийся у них русскому языку, не скрывает цинизма и обозначает свои жизненные принципы: «ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно». Это новая философия жизни, когда можно рисоваться, «шиковать», пускать пыль в глаза другим, но дело есть дело, выгода есть выгода.

Развитие конфликта и система образов. Система образов традиционна для пьес А. Н. Островского. Это определённые типажи, которые встречаются практически в каждом произведении драматурга: купцы, мелкий чиновник, девушка на выданье, её мать, стремящаяся «продать» дочь подороже, провинциальный актёр.

«Война и мир»

Л.Н. Толстой

История создания «Войны и мира». Это произведение было результатом «безумного авторского усилия», которому Л. Н. Толстой отдал почти семь лет, едва ли не самых лучших, из своей жизни.

Роман переписывался семь раз полностью (в этом классику помогали его домочадцы, особенно жена), сохранилось более 5 тысяч страниц, исписанных с обеих сторон, исследователи насчитали 34 варианта начала произведения.

Всё это указывает на титанический труд, огромные силы, отданные писателем своему детищу. И результат превзошёл все ожидания: И. С. Тургенев, самый популярный в то время прозаик, признал, что «с появлением “Войны и мира” Толстой стал на первое место между всеми нашими современными писателями», потому что «ничего лучшего у нас никогда не было написано никем».

Впервые знаменитый писатель задумался о создании повести, посвященной декабристу, в пятидесятых годах. Он долго вынашивал эту мысль, понемногу формировал образ, черты характера, мировоззрение главного героя. Автор провел колоссальную работу, собрал множество исторических сводок, провел ряд бесед с разными людьми. Всю информацию Толстой записывал в толстый блокнот.

Позже он опирался на эти данные, создавая реалистичные, достоверные сцены сражений.

Позже писатель решил начать повествование с ранних лет главного героя. Для этого ему пришлось значительно расширить временной период. Действия романа «Война и мир» начались в 1805 году.

Произведение печаталось частями, по мере их написания, в журнале «Русский вестник» в 1865—1869 годах. После его завершения Л. Н. Толстой, готовя роман к отдельному изданию, перерабатывает его ещё раз. Меняется структура произведения (вместо шести томов, останутся четыре, часть философских размышлений переместится в эпилог).

Автор проводит стилистическую правку: под влиянием критики Н. Н. Страхова, В. Г. Черткова, И. С. Тургенева переводит французский текст на русский язык (впоследствии от этого изменения отказался).

Поскольку роман вызвал колоссальное число откликов, Л. Н. Толстой пишет несколько статей о своём детище: «Наброски предисловия к “Войне и миру”» (1867), «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”» (1868). В них писатель разъясняет некоторые вопросы жанра, структуры, стиля своего произведения, даёт характеристику своим героям.

Преступление и наказание

Ф.М. Достоевский

Федор Михайлович писал эти произведения с 1865 по 1866 год. По его дневникам становиться ясно, что задумка произведения зрела очень долго. Поэтому он объединил несколько произведений в одно.В итоге из повести получилось полноценное произведение. “Преступление и наказание”- философско-социальная драма и социально-психологический роман в одном флаконе.

Разные авторы исследуют совершенно разные виды преступлений. Одни — против людей и мира, другие — против себя. В христианской морали, которая безусловно повлияла на авторов прошлых эпох, преступление против себя представляется чем-то более серьезным, нежели против другого живого существа. Особенно если речь идет о самоубийстве — грехе, в котором нельзя раскаяться. Тем не менее свое наказание находят и литературные герои, переступившие не только через свои личные границы и ценности, но и совершившие преступления против других. Это тематическое направление стоит осмысливать с точки зрения морали, закона, этики, ассоциировать с понятиями стыда, совести, раскаяния и ответственности.

Раскольников совершает преступление против других людей, чтобы проверить свою теорию и узнать, он — «тварь дрожащая или право имеющий». В романе заметно, что автор не считает мотивы своего героя достаточными для такого поступка. Поэтому усмиряя в итоге пыл и гордость Раскольникова, писатель заставляет его раскаяться и пострадать за свои грехи.
Если вы еще не успели подробно познакомиться с романом Достоевского, но понимать хоть в какой-то мере этого автора хочется уже сейчас, предлагаем вам начать с фильмов, снятых по его произведениям. Первой экранизации по «Преступлению и наказанию» — 112 лет!