Школьный хор в системе дополнительного образования учащихся

Польгуева Лариса Владиславовна

Учитель музыки, педагог дополнительного образования

КГУ «Школа-лицей № 4 Акимата г. Рудного»

Вспоминаю своё детство, когда мама привела меня в хоровую студию. Сдав все вступительные экзамены, я с гордостью прочитала своё имя в списках принятых учеников. Детей, которые не прошли «отбор», было много, и я с переживанием наблюдала за расстроенным мальчишкой, маме которого безапелляционно заявили: «У мальчика нет ни слуха, ни голоса, ни чувства ритма!».

Нельзя делить детей на имеющих или не имеющих слух и голос. Все дети, которые хотят и любят петь, – это находка, и хочется в каждом открыть заложенные природой возможность и умение петь. Кто-то из великих сказал: «В каждом из нас заключён Рафаэль. И задача учителя выявить этого Рафаэля».

В моей практике редки случаи, чтобы мы отказали даже «безголосому» в возможности петь. Рано или поздно, но голос проявится. Глупая поговорка «медведь на ухо наступил» идёт от невежества, от непонимания возможностей музыкального воспитания. Человек может всё: и рисовать акварелью, и танцевать, и петь. Только этому следует учить, кропотливо, терпеливо, а подчас и долго.

Сегодня, как никогда, проблема существования хорового коллектива в школе исключительно актуальна. На мой взгляд, наличие хора в учебном коллективе – один из показателей хорошо поставленной воспитательной работы. Общепризнан в музыкальном мире тот факт, что хоровое пение является лучшим способом развития музыкальности. Не только голоса, а всего комплекса музыкальных данных: слуха, памяти, чувства формы и ритма, образно-эмоционального мышления – всего того, что определяет вкус и глубину восприятия музыкальных произведений. Не случайно все известные музыкально-педагогические системы мира рассматривают хоровое пение как ведущий компонент музыкального воспитания.

Одной из стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях является воспитание подрастающего поколения, обладающего чувством патриотизма и высокой культуры [1]. Возрождение духовно-нравственного, творческого потенциала личности является одним из приоритетных направлений в области образовательной политики Республики Казахстан. Решение данной задачи осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса учителем музыки, педагогом дополнительного образования, поскольку музыкальное образование в воспитании личности играет огромную роль.

Хоровое пение остается самым массовым и доступным для детей с разными музыкальными способностями. Хоровое пение способствует нравственному развитию личности, его эмоциональности и интеллектуальности.

Воспитание певческой культуры в хоровом пении – уникальная возможность выполнения исполнительских и образовательных задач. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.

Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким образом, детское хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию через следующие: познавательную, эстетическую, рекреационную, геденистическую, функцию общения.

На облагораживающее воздействие пения, на необходимость приобщения школьников к вековым традициям национальной певческой культуры указывалась ещё в пору становления системы музыкального воспитания. Б.В. Асафьев, Н.М. Ковин, А.А. Шеншин, Н.Я. Брюсова в своих трудах хоровому пению придавали исключительно важное значение. И позднее, такими выдающимися деятелями хоровой культуры, как Д.Л. Локшин [2], В.Г. Соколов [3], А.В. Свешников [4] и др., отмечалось благотворное влияние пения на духовное развитие личности.

Однако бытует в наши дни и другое отношение к хору. Случается, слышим вопрос: «А нужен ли школе хор?». Не слишком ли сложно детям после напряжённого учебного дня приступать к работе над музыкой, к работе над собой? Иногда ученики под этим предлогом отказываются от участия в хоре, даже не побывав ни на одной репетиции. Зато те, кто пришёл и остался, своим искусством, своим духовным ростом, всем своим существом доказывают, как много даёт им хор. Их одухотворённые лица в минуты выступлений – самое наглядное тому доказательство.

Неоспоримым остаётся факт благотворного влияния пения на здоровье человека. Формирование певческих навыков может стать эффективным методом профилактики неврозов, которые часто случаются у учеников из-за перегрузок, растущих в процессе образования. Постоянная перегрузка ведёт к ухудшению здоровья, частые простудные заболевания в осенне-весенний период приводят к хрипу, сиплости голоса. В зимние короткие дни дети, особенно младшие школьники, быстро утомляются. Школа должна всеми доступными средствами помочь обществу решить эти проблемы. В этой связи представляются уникальные возможности дополнительных занятий по хору, вокалу, как средств профилактики здоровья школьников и развития музыкальных способностей.

Актуальность и значимость выявления му­зыкальных способностей обусловлена и тем, что их развитие ока­зывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фанта­зия, обостряется восприятие, активизируют­ся, как указывал В.А. Сухомлинский, «твор­ческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей» [5].

Исторический опыт, а также новейшие на­учные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы со школьниками свидетельствуют, что развитие певческих навыков оказывает влияние не только на эс­тетическое развитие ребенка, но и на умствен­ное. Достаточно указать на то, что развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является матери­альной основой мышления.

Современной наукой доказано, что дети, за­нимающиеся музыкой, более отзывчивы, эмо­циональны, восприимчивы и общительны. Занятия хора формируют интеллект ребенка, ло­гику, формируют навыки учебной деятельнос­ти. Правильно поставленное пение укрепляет здоровье детей, организует деятельность голо­сового аппарата, развивает приятный тембр го­лоса, укрепляет голосовые связки, дыхательный и артикуляционный аппарат. Музыка и сопут­ствующие ей вокальные, дыхательные, артику­ляционные упражнения помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседли­вость, утомляемость, угловатость, замкнутость.

В пении успешно формируется весь комп­лекс музыкальных способностей: эмоциональ­ная отзывчивость на музыку, обогащаются пе­реживания ребенка. Самовыражение через во­кальную интонацию – еще одна важнейшая сфера активной деятельности школьника.

Из всего сказанного можно сделать ясный, научно обоснованный вывод: человек, регу­лярно занимающийся пением, объективно ук­репляет свое и физическое, и психическое здо­ровье, и звучание его голоса – показатель это­го здоровья, а сами занятия певческой деятель­ностью способствуют росту культуры, духов­но-нравственному и даже физическому совер­шенствованию детей. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной му­зыкальной работой, которая проводится в на­шем школьном хоре, главной целью ко­торого является развитие музыкальных спо­собностей, певческих навыков в процессе обучения.

Хоровой класс включает в себя такие задачи, как:

  1. Воспитание хорошего музыкального вкуса, что позволит ребёнку в будущем стать настоящим ценителем музыки.
  2. Воспитание у учащихся искренней любви и глубокого интереса к хоровому искусству, формирование художественного вкуса.
  3. Овладение академической манерой пения.
  4. Углубление и закрепление специальных знаний.
  5. Развитие эмоционального отношения к собственному исполнению и к музыке вообще.
  6. Накопление репертуара, который может быть использован в концертной деятельности.
  7. Развитие творческой индивидуальности каждого участника хора.

Решение этих задач осуществляется на занятиях хора на основе изучения лучших образцов хоровой литературы.

В процессе занятий, являясь певцом хора, учащийся приобретает определённую артистичность, у него совершенствуется вокально-хоровые навыки, за соблюдением и выполнением которых должен постоянно следить дирижёр:

  1. Поющий в хоре ребёнок должен чутко вслушиваться в свою партию, следить за силой своего голоса.
  2. При пении двухголосных произведений, каждая партия, слившись и уравновесившись в себе, должна чутко вслушиваться во все остальные партии хора, чтобы силой своего звука уравновешиваться в общей хоровой звучности.
  3. Каждый поющий в хоре, вырабатывая ансамбль партии, должен вслушиваться в неё, чтобы высотою своего звука сливаться с нею в точный унисон.
  4. Каждый поющий в хоре должен устанавливать непрерывное общение с дирижёром, видеть и понимать его указания, точно исполнять их.

Надо помнить, что занятия в хоре не развлечение. Это очень трудоёмкий процесс, результаты которого проявляются не сразу. Трудолюбие, терпение, упорство и выносливость в немалой степени влияют на результат. Но зато хор прекрасно формирует характер! Для многих наших учеников занятия в хоре, пение в ансамбле становятся потребностью, неотъемлемой частью их жизни. Чем они взрослей, тем больше они это понимают. Вся суть хоровых занятий в школе должна, на мой взгляд, заключаться в простоте приёмов, в совершенно ясных, понятных методах обучения. Участники хора должны почувствовать близость учения и предлагаемых упражнений к природе своего голоса. Не должно быть никакого утомления, ни малейшей форсировки природных данных. Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение, даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца в основном сформирована. Петь следует с определённой осторожностью, не напрягаясь, с максимальной естественностью. Только в таком случае учение даст хорошие плоды, и оградит хоровиков от разочарования. Конечно, на развитие голоса влияют такие факторы, как, система вокальных упражнений, правильно поставленная работа над певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией, регулярность проводимых занятий.

Важным в работе с хором должно стать изучение индивидуальных особенностей детей, качественного своеобра­зия их музыкального развития и разработка на этой основе индивидуального подхода к детям.

У каждого ребенка можно пробудить инте­рес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Это подтверждается жизненной практикой и наукой. Развитие музыкальных способностей каждого ребенка создает усло­вия для выдвижения ярких талантов, для раз­вития всей музыкальной культуры.

Список используемой литературы

  1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года // Наука и высшая школа Казахстана. – Астана, 2003. – 6-7 с.
  2. Локшин Д.Л. Из истории русского хорового искусства. / Работа с хором // Профиздат, 1972 г., 7-12 с.
  3. Соколов В.Г. Вопросы вокального воспитания в подростковом хоре / Работа с хором // Профиздат, 1972 г., 270-273 с.
  4. Свешников А.В. Сборник статей. Сост. В. Подольская, общая ред. К. Птицы, М., 1970.
  5. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Наука, 1985. 216 с.