Развитие познавательной активности у детей с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста в условиях «Кабинета психолого – педагогической коррекции (КППК)»

Лавренюкова Ирина Валерьевна

Педагог – психолог, учитель – дефектолог

КГУ «Кабинет психолого – педагогической коррекции» г. Караганда

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» (В. А. Сухомлинский.)

 

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде, а также с возрастными и индивидуальными особенностями. Работая с детьми, которые имеют особые образовательные потребности (потребности в образовании), нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи, как специалист сталкиваюсь с проблемой развития познавательной сферы:

– мыслительная деятельность характеризуется сниженной познавательной активностью;

– снижена конкретность мышления, с элементами инфантильности и стереотипичности;

– хаотичность, импульсивность или замедленность мыслительных действий, с преобладанием интуитивного компонента мышления;

– с недостаточной сформированностью основных мыслительных операций.

Поэтому для детей с особыми образовательными потребностями (ООП) важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности дошкольников с ООП.

В целом система коррекционных мер, реализуемая педагогом – психологом в условиях «Кабинета психолого – педагогической коррекции», направлена:

– на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию детей с ООП;

– на повышение уровня умственного развития детей;

– на формирование у детей отдельных высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия и т.д.);

– на овладение детьми знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;

– на коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей (самооценка, повышение уровня развития самокритики и уровня развития саморегуляции поведения, готовность к совершению волевого акта и др.).

В течение первых двух недель, при поступлении ребенка идет сбор информации от родителей (проблематика развития ребенка, индивидуальные особенности и интересы), диагностическое обследование ребенка (уровень развития познавательных, когнитивных и психических процессов), а также адаптация к условиям КППК, налаживание коммуникации и взаимодействия с ребенком. Далее, после проведения командной оценки, составляется индивидуальная развивающая программа (ИРП), в которой указаны основные цели и задачи коррекции ребенка и пути реализации.

Для достижения цели, поставила перед собой следующие задачи:

  • Создать развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует активизации познавательного интереса детей.
  • Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • Развивать наблюдательность умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе игры, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы.
  • Формировать речевые навыки.
  • Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
  • Развивать саморегуляцию поведения.
  • Поддерживание благоприятного эмоционального фона.

Коррекционно – развивающий процесс с детьми с особыми образовательными потребностями – долгий и трудный путь, так как дети избегают умственных усилий, часто протестуют против организованной совместной деятельности. У детей не выражены игровые интересы. Они не проявляют интереса к новому, не замечают изменений в окружающей обстановке. Поэтому для каждого ребенка необходимы индивидуальные условия, а также грамотное применение современных игровых технологий, учитывающих особенности развития и возможности воспитанников, способствующих развитию познавательной активности:

  1. Наибольшее удовольствие дети получают от игр в сенсорной зоне. Для этого в нашем учреждении приобретено специальное оборудование: интерактивная пузырьковая труба, световая настенная панель, сухой бассейн, световая подсветка, реагирующая на звуки. В процессе работы я сделала вывод о том, что игры в сенсорной комнате не только способствуют достижению релаксации, но и позволяют активизировать различные -функции центральной нервной системы, что позволяет более эффективно развивать познавательную активность ребенка.
  2. Использование в моей работе игр с кинетическим песком, различным сыпучим материалом и с водой вызывает у детей интерес к занятиям, делает внимание более устойчивым, оказывает существенное влияние на развитие мелкой моторики, познавательной и речевой деятельности.
  3. Наиболее важно в работе с детьми, имеющими сложный дефект, возможность комплексного обучения. В этом мне помогает мультипликация (музыкальные разминки, развивающее видео). С помощью мультипликации у ребенка развивается подражательная и познавательная активность, поддерживается положительный эмоциональный фон.
  4. Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях способствует активизации познавательной деятельности особых детей:

– развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;

– формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);

– создание положительного эмоционального настроя;

– развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

– развитие речевых навыков;

– обучение счёту, грамоте.

И самое главное – во время сказанные слова одобрения очень важны для маленького человечка, это помогает придавать уверенности себе, если ее не хватает, может служить хорошей мотивацией, является важным воспитательным моментом, она учит ребенка ценить других людей, придает уверенности в правильности собственных действий, поддерживает познавательный интерес.

Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозор.

Список литературы:

Меньшикова Е.А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) / Е.А. Меньшикова // Психология. – 2009. – №5. – С. 112-115

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.

Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий / А. А. Цыганок, А. Л. Виноградова, И. С. Константинова. – М. : Теревинф, 2006. – 72 с. – (Лечебно-педагогические программы).

Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 184 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).