В здоровом теле – здоровый дух (методическое пособие)
Ножнина Ирина Николаевна
Инструктор по физическому воспитанию
ГККП «Ясли-сад №12», г. Костанай
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — является одной из главных задач. Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни, научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательной – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.
Цель: – воспитать желание вести здоровый образ жизни, ежедневно заниматься физическими упражнениями, знать свой организм и уметь к нему прислушиваться.
Задачи:
- Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
- Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков.
- Расширят знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
- Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
- Формировать представление детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания.
- Приобщить детей и их родителей к здоровому образу жизни.
В методическом пособие предлагается практический материал, пользуясь которым, можно помочь ребенку вырасти здоровым и выносливым. В пособии отдается приоритет игровым методам работы с дошкольниками и познавательный материал для родителей.
Предложенное методическое пособие рассчитана на 1 год обучения и предназначена для родителей детей старшего дошкольного возраста.
В предлагаемой методической разработке представлен цикл бесед, занятий, которые помогут расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков.
Беседы, занятия длительностью 25 – 30 минут проводятся в течение всего учебного года, 1 раза в месяц. А для родителей подготовлены консультации по предложенным темам:
- Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Материал предназначен для применения:
– педагогам детских садов;
– воспитателям мини центров;
– родителям.