Мастер класс «Вышивка в ковровой технике петлистым стежком»

Сухарева Наталья Николаевна, учитель технологии

КГУ “Опорная школа (РО) на базе Общеобразовательной школы имени Бименде Амалбекова”

Тема: Вышивка в ковровой технике.

Мастер класс «Вышивка в ковровой технике петлистым стежком»

Мастер – класс «Вышивка в ковровой технике» был проведен в рамках районного семинара: «Современные педагогические технологии на уроке технологии». 07.12.2017г.

Тема самообразования: развитие творческих способностей.

Цель проведения мастер-класса:

создание условий для полноценного проявления и развития мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи мастер-класса:

передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

совместная отработка методических приемов решения поставленной в теме педагога-мастера проблемы;

рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса;

Организация работы мастер-класса:

Количество участников мастер-класса – 12

Длительность проведения мастер-класса – 1ч 50мин

Планирование работы

Использование различных методов работы: словесный метод (рассказ, объяснение, беседа); наглядный метод (показ слайдов); практический метод (выполнение работы)

Использование средств информационно-коммуникационных технологий.

Обеспечить три типа условий:

мотивация и познавательная потребность,

стимулирование познавательного интереса,

индивидуальный подход к каждому участнику мастер-класса.

 

Цели:

Образовательная – знакомство с историей ручного ковроткачества, материалами и приспособлениями для получения коврового ворса нетрадиционным способом;

Воспитательная – заинтересовать слушателей новым видом рукоделия, привить уважение к народным традициям, развивать творческие способности;

Развивающая – ознакомить с приёмами выполнения петлистого стежка и заполнения рисунка по образцу.

Задачи:

Развитие нестандартной формы общения и взаимопонимания;

Обеспечение эмоционального удовлетворения;

Воспитание интереса к творчеству и побуждения к деятельности.

Межпредметные связи:

Технология, информатика, ИЗО, литература.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, деревянные рамки с натянутой тканью, приспособление для выполнения петлистого стежка (ткацкая игла), пряжа разных цветов, технологические карты, образцы работы в данной технике, ножницы, декоративные гвозди.

Наглядные пособия:

Выставка картин учителя и учащихся, инструкционные карты, презентация «Дизайн ковровых изделий»

Ход работы мастер-класса

  1. Введение в тему.

Узнаем: историю ковров; дизайн ковров; технологию изготовления ковров

Научимся: заправлять ткацкую иглу; получать ковровый ворс нетрадиционным способом

  1. Теоретическая часть

Уютный дом – это радость, хорошее настроение, теплая атмосфера, создающая успокоение и душевный комфорт для вас и ваших близких. Сделать свой дом уютным помогут вещи, выполненные своими руками. Интерьер вашей комнаты преобразится благодаря картинам, выполненных в технике ручного ковроткачества. (Демонстрация картин учителя и учащихся)

История ковров.

Искусство ковроткачества началось более чем две с половиной тысячи лет назад.

Ковроткачество – древнейшее искусство, которое своими корнями уходит на Древний Восток.

Древнейший ковёр в мире — пазырыкский ковёр (V век до н. э.), обнаруженный на Алтае в 1949 году при археологических раскопках самого большого кургана Пазырык. «Художественное оформление ковра отличается богатством и разнообразием мотивов.

Плотное шерстяное ворсовое полотно с изображением оленей, грифов и коней. Тому, что ковер так великолепно сохранился, он обязан особым климатическим условиям – в захоронение не проникали вода и воздух, в результате ковер замерз и избежал гниения. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений! Сегодня этот шедевр веков украшает коллекцию Эрмитажа.

Факты о коврах

Самый изношенный ковёр лежит под коленями мусульман в Великой мечети в Сивасе в Турции. По существующей традиции, старые ковры из мечетей не выбрасываются. И каждые 30—40 лет на них настилаются новые. Первый же ковёр покрыл пол Великой мечети ещё в ХI веке…

История дизайна ковров уходит своими корнями в далекие времена, когда люди стали ткать ковровые покрытия не только для того, чтобы согреться, но и с целью создания уюта в своем доме Дизайн ковров сегодня – актуальное и востребованное направление, т.к. ковровые изделия стали неотъемлемой частью современного интерьера.

В дизайне ковров важна каждая деталь и лучшим вариантом является разработка изделия для конкретного помещения (комнаты). В этом случае появляется возможность учитывать размеры, текстуру, форму и цвет коврового изделия, что придает ему индивидуальность и неповторимость. При разработке основное внимание уделяется функциональности комнаты, для которого предназначается ковёр.

На сегодняшний день разработка и изготовление ковровых изделий находится на таком уровне, что появилась возможность воплощения практически любых дизайнерских идей. Существует множество типов ковровых изделий, различающихся по методике художественного конструирования. К ним относят персидские, восточные, фольклорные изделия.

Важным элементом при разработке дизайна ковров является подбор и нанесение рисунка, либо узора.

Ковры ручной работы всегда ценились, и ценились дорого. Ковры ручной работы – это не только качество плетения и эксклюзивный дизайн. Ковры ручной работы – это всегда кропотливый труд мастера, это всегда творчество, это всегда настоящее произведение искусства.

Персидские ковры и в самом деле – «говорящие». Их язык – узелки и краски. Их рисунок никогда не бывает случайным – за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции исламской культуры и искусства, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть …

В современном интерьере квартиры ценятся не только ковры, но и картины, выполненные в технике ковроткачества. Это нетрадиционные способы получения ворсовой поверхности. Сюжет данных картин может быть самым разным – это персонажи детских сказок, природа, иконы и др. Для создания таких картин используется пряжа ярких цветов.

III. Обучение техническим приемам работы

Создание картин в технике ручного ткачества.

Процесс изготовления картин строится по плану:

Выбор материалов, приспособлений, инструментов;

Выбор рисунка и перевод рисунка на ткань;

Крепление ткани;

Освоение приёмов ткачества;

Заполнение рисунка стежками;

Оформление законченного изделия.

  1. Выбор материалов, приспособлений: деревянные рамки разных размеров; пяльцы; плотные льняные, хлопчатобумажные ткани; пряжа разных цветов (смотреть и подбирать цвета в соответствии выбранной композиции). Инструменты: ножницы с хорошо отточенными лезвиями; ткацкая металлическая игла (сделана из медицинской полой иглы, на конце которой просверливается отверстие), игла плотно вставляется в отверстие трубки (для надёжности можно обмотать изоляционной лентой), длина ворса зависит от длины иглы; тонкая проволока для заправки пряжи в иглу.
  2. Выбор рисунка и перевод рисунка на ткань: выбрать рисунок для своего изделия (детские книжки-раскраски, произведения художников, можно использовать кухонные льняные полотенца с готовым рисунком, гобелены); на светлую ткань рисунок перевести с помощью копирки, а на темную – припорохом.
  3. Крепление ткани: если выбираются небольшие работы, то использовать пяльцы; на деревянную рамку ткань с рисунком крепится мелкими гвоздями или кнопками с обратной стороны (рисунок получается на лицевой стороне рамки).

4.Освоение приёмов ткачества. Заправить иглу пряжей: со стороны острия иглы вставить перегнутую проволоку, в петлю которой продеть нить; протянуть нить к острию иглы; вдеть нить в ушко иглы;

Заправленную иглу вкалываем в рисунок на ткани;

Вытягиваем иглу назад. С изнаночной стороны должны получиться короткие стежки, схожие с машинными, а с лицевой стороны образуются вытянутые петли – ворс

  1. Заполнение рисунка стежками

Правила по выполнению петлистого стежка:

Иглу втыкать в ткань до упора, чтобы ворс на лицевой стороне был ровный, одинаковой высоты;

Иглу передвигать по принципу «игла впереди – нить за ней»;

Стежки выполнять короткие, близко друг к другу;

При смене направления стежка (снизу вверх, сверху вниз), иглу поворачивают;

Застилать узор можно: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, по кругу (выбрать одно направление, сочетание всех сразу не рекомендуется);

Застилать рисунок стежками следует так, чтобы сквозь петли на лицевой стороне не просвечивала ткань;

Нельзя вкалывать иглу близко от рамки, чтобы не сломать иглу или не притупить (тупая игла рвёт ткань);

Нитки, идущие от клубка, должны идти свободно (не натянуты).

  1. Практическая часть (групповая творческая работа)
  2. Заключительная часть.

Выводы

Вышивка в ковровой технике петлистым стежком – это очень увлекательное и интересное занятие. Она развивает фантазию, прививает человеку чувство красоты, вкуса, понимание прекрасного, изящного. Каждое последующее изделие хочется сделать лучше, элегантней предыдущего.

Приятно осознавать, что мы можем сделать своими руками много красивых изделий из ниток, которые украсят наш дом. Любое из них может стать дополнением к интерьеру гостиной, его можно подарить на день рождения близким людям.

 

Цели: познакомить слушателей с техникой ковровой вышивки,

способствовать развитию интереса к занятиям рукоделием с применением ИКТ технологий.

 

Задачи:

Обучающие:

– научить работать с иглой, нитью и тканью в технике ковровой вышивки;

– дать возможность выполнить своими руками несложную работу.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческого воображения, самостоятельности и аккуратности.

Воспитательные:

– формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

– воспитывать умение последовательно выполнять свою работу пользуясь технологической картой.

 

Наглядные пособия, инструменты и приспособления для занятия: компьютер, презентация: «Вышивка в ковровой технике», изделия воспитанников, выполненных в технике «ковровой вышивки».

 

Материалы и инструменты для занятия: плотная ткань (двунитка), специальная игла для выполнения петель, ручная игла для протягивания пряжи через специальную иглу, пряжа, ножницы, заготовка «сердечко».

 

План занятия

  1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
  2. Теоретическая часть.
  • Беседа о ковроткачестве. Демонстрация слайдов «Азбука ковроткачества».
  1. Практическая часть.
  • Выполнение «сердечка» в технике ковровой вышивке.
  1. Анализ выполненной работы. Подведение итогов занятия.
  2. Уборка рабочих мест и помещения.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

    Психологический настрой.

II.Теоретическая часть.

Учитель: Здравствуйте уважаемые гости и учителя!

Сегодня, наше занятие я хочу начать с вопроса. Ответьте мне, пожалуйста, а что же такое «декоративно – прикладное творчество?

Ученики: отвечают на поставленный вопрос.

Учитель: Да, вы правы, слово «декор» – украшать, «прикладное» – создавать своими руками, «искусство» – красота. То есть, это звучит так: «Создавать своими руками красоту».

Изделия декоративно-прикладного искусства окружают нас в повседневной жизни, делая ее красивее, а наш дом уютнее. При помощи этих изделий можно украсить кухню, оформить свою комнату, а можно использовать в качестве подарка.

Все виды декоративно – прикладного искусства хороши.

Это занятие для рук умелых и для души.

Вышивание требует особого терпения,

Навыков и способов его овладения:

Как место рабочее организовать,

Рисунок как правильно копировать,

Как эстетично цвет ниток подобрать,

Как в изделии гармонию создать.

Итак, искусству вышивания мы научились,

Мы помним: в нашей жизни все пригодится.

В.И. Даль писал: “Не учи безделью, а учи рукоделью”, вышивка относится к одному из видов рукоделия.

Я хочу вам задать еще один вопрос. Кто мне ответит: «К какому виду декоративно – прикладного творчества относятся данные работы?».  Вижу, что вы затрудняетесь ответить, я вам подскажу: «Этот вид рукоделия называется ручным ковроткачеством»:

Ковровую вышивку можно назвать живописью, где краски заменяются пряжей. Очень яркая и красивая, что позволит украсить любой интерьер, оживить и украсить помещение, чехол подушки, покрывало на диван и кресло, напольные коврики, настенное панно, декоративные карманы, чехлы на машину, салфетки на журнальный стол, дополнение и декор к коллекционной модели. В технике есть все: нарядность, декоративность света, объем, необычность.

 

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в страну ковровой вышивки.

Ой, вы, девушки, девицы!
Красавицы и мастерицы!
Будете ли вы трудиться?
Мастерить, да вышивать?
Дом родимый украшать!
Будете?
(Да, да, да!)

Показ детских готовых работ, выполненных в технике ручного ковроткачества – это предметы быта: картины, сумки, панно, подушки… (показ видеозаписи различных выставок обучающихся).

  • рассказ учителя о цветовом спектре, о тёплых и холодных тонах, о видах ниток и ткани, которые можно использовать в работе, о приспособлениях и инструментах, необходимых для ручного ковроткачества.
  • Учитель:

Сегодня на нашем занятии я предлагаю познакомиться с этим видом рукоделия, а в течение всего курса обучения полностью овладеть техникой этого вида творчества.

Конечно, вы сразу не сможете выполнить такие сложные работы, и я не смогла бы. Поэтому мы начнем с более простой работы. Вы не волнуйтесь, я обязательно вам помогу.

В году у нас много различных праздников и намного интереснее, если вы преподнесете не купленный в магазине, а сделанный своими руками подарок. Я хочу предложить вам изготовить такой универсальный подарок, который можно преподнести к любому празднику. И мы постараемся успеть изготовить свой подарок к этому дню. Но прежде, чем мы приступим к выполнению работы, давайте познакомимся с последовательностью выполнения работы (просмотр слайдов).

 III. Практическая часть занятия.

  • Обучение учащихся переводу рисунка на ткань (перевод сердечка);
  • Обучение заправке нити в иглу;
  • Показ техники простых стежков по контуру.

 

2) Перед вами на столе образец ткани, на котором нанесен контур сердца. Это сердце мы сегодня с вами и выткем. Прежде, чем выполнять работу, прослушайте правила техники безопасности.

  • Иглы хранить в игольнице или в специальной коробочке;
  • В начале и в конце работы необходимо пересчитать иглы, их должно быть одинаковое количество;
  • Прокалывать ткань нельзя резкими движениями, можно поранить пальцы;
  • Резко поворачиваться и ходить с иглами по кабинету ни в коем случае нельзя, можно поранить соседа или потерять;
  • Ножницы передавать кольцами вперед.

 

3) А теперь приступим к работе, пользуясь электронной технологической картой. Работу начнем в следующем порядке:

 

а). Возьмем в руки ручную иглу и попробуем её вставить в иглу для тканья (смотрим слайд-образец)

б). Вставим кончик пряжи между двумя нитками и протянем ее через иглу для тканья (смотрим слайд-образец)

в). Вставим кончик пряжи в отверстие, которое находится на острие иглы (смотрим слайд-образец)

г). Начинаем ткать, учитывая рекомендации педагога при выполнении работы (смотреть слайд-образец)

 

  4) Физминутка.

При выполнении практической работы провести необычную гимнастику:

Представьте, что мы с вами находимся на улице:

– поднимите глаза и посмотрите на небо, какое оно голубое;

– опустите глаза, представьте, что вы идете по мягкой траве босиком;

– а теперь, представьте, что мы остановились около молодого деревца-клена, погладьте его листья, пощупайте их, какие они гладкие и острые…

Мы немножко отдохнули с вами, продолжаем нашу работу.

Я обращаю ваше внимание на то, что вы можете просматривать интересующие вас слайды самостоятельно. В случае затруднения можете обратиться за помощью друг к другу.

Текущий инструктаж.

   Целевые обходы

  • Проверить все ли учащиеся приступили к работе.
  • Соблюдение правил техники безопасности.
  • Организация рабочего места.
  • Правильность выполнения работы согласно инструкционной карте.
  • Контроль за работой учащихся.
  • Помощь при необходимости.

Какие профессии связаны с вышиванием?

Профессия вышивальщицы.

– Скажите пожалуйста, а какими качествами по вашему мнению должна обладать вышивальщица?

Вышивальщица должна:

  • Иметь хорошее зрение, быть аккуратной и терпеливой;
  • Хорошо знать законы цветоведения, историю развития вышивания, традиционные формы орнаментов, их значение, уметь составлять различные композиции;
  • Знать свойства тканей и ниток;
  • Знать технику выполнения различных швов и уметь красиво сочетать их в вышивке;
  • Обладать хорошим вкусом и чувством меры;
  • Строго соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.

Практическая работа

Последовательное выполнение работы, аккуратность выполнения, соблюдение правил техники безопасности.

Заключительный инструктаж

1.Подведение итогов выполненных работ.

  1. Проверка полученных знаний.
  2. Разбор допущенных ошибок.

Закрепление изученного материала

1.Назовите виды вышивки.

  1. Чем отличается ковровая вышивка от вышивки гладью, крестиком?

3.Какие инструменты используются при работе в ковровой технике?

4.Какие материалы можно использовать? Почему?

5.С какой стороны вышивают в данной технике?

Уборка рабочего места

Инструменты и приспособления сложить в коробку, положить в предназначенное для этого место.

Обрезки ниток собрать и выбросить в ведро.

 IV.Подведение итогов занятия.

Вот и готова наша работа! Вы все молодцы! Все старались (выставка работ). Полюбуйтесь на свои работы! Вот как замечательно получилось. Вы можете преподнести ваши подарки, своим любимым, как бы, отдавая, им частичку своего сердца!

Я надеюсь, что, познакомившись с ковровой вышивкой, вы захотите выполнять и другие более сложные изделия в этой технике.

Вопросы учителя к учителям.

Понравился ли вид творчества “Вышивка в ковровой технике”? Будут ли дальше продолжать обучение?

Предложение учителя выучить песню о мастерицах и об изученном виде творчества.

Текст песни:

Мы отложим другие дела,
И давай с тобой напропалую,
Окунемся, была не была,
В ковроткачество наше родное!

Ты меня позови на каток,
Я не стану с тобою встречаться.
Буду ткать, буду ткать, ткать,
Мне так нравится это занятие!

              Древнегреческий мудрец Пифагор сказал:

            «Статую красит вид, а человека – деяние».

                 Удачи вам и творческих успехов!

 На этом занятие закончено. Спасибо вам за работу, до свидания.

 

Литература

  1. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – Минск: Полымя, 1992.-332 с.
  2. Лебедева Н.И. Прядение и ткачество восточных славян в ХIХ – начале ХХ в.//Восточнославянский этнографический сборник/Новая версия. – С.-Пб.: Азбука,199
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/Под  ред. Чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой.-17-е из., стереотип. – М.:Рус. яз.,1985.-797 с.
  1. Основы художественного ремесла./ Под ред. В.А.Барадулина.- М.: Просвещение, 1978
  2. Семенова М. Искусство вышивки С-Пб.: Азбука – Терра,1997.-560 с.
  3. Традиционные промыслы и ремесла: Подписной Альманах. – М.:Родникъ,1997
  1. Гусева А. Нетканый гобелен. Москва: Издательство «Культура и традиции», 2007 г.
  2. Интернет –ресурсы:

    Вышивка в ковровой технике «Продергивание нитей».

Скачать мастер-класс «Вышивка в ковровой технике»